Нормы выдачи специальной медицинской одежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медицинских работников регулируются несколькими нормативными актами. Основным документом является Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н, утверждающий Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств для работников различных должностей, включая медицинский персонал.
Согласно этим нормам, медицинские работники должны быть обеспечены специальной одеждой и СИЗ в зависимости от их должности и выполняемых обязанностей. Например, медицинскому персоналу полагается не менее трёх комплектов сменной одежды, включающих халаты, шапочки и сменную обувь.
Нормы выдачи специальной одежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медицинских работников регулируются приказами Минтруда России, в частности:
- Приказ Минтруда РФ № 767н от 29.10.2021 – определяет единые типовые нормы выдачи СИЗ.
- Приказ Минтруда РФ № 928н от 18.12.2020 – устанавливает правила охраны труда в медицинских организациях.
Правила выдачи спецодежды и сроки ее использования
Перечень спецодежды и сроки её использования (зависят от должности и условий работы):
- Медицинские халаты (хлопчатобумажные или смесовые) – 3 шт. (на 12 месяцев).
- Костюмы (брюки и куртка) для процедурных и операционных медиков – 3 шт. (на 12 месяцев).
- Головные уборы (колпаки, шапочки) – 3 шт. (на 12 месяцев).
- Фартук влагозащитный – 1 шт. (на 12 месяцев).
- Маски защитные (многоразовые или одноразовые) – выдаются ежедневно.
- Перчатки (латексные, нитриловые) – по мере необходимости.
- Сменная обувь (моющаяся) – 1 пара (на 12 месяцев).
- Защитные очки или экраны – 1 шт. (на 24 месяца).
Частота смены спецодежды:
- В хирургических, реанимационных и инфекционных отделениях – ежедневно.
- В терапевтических и диагностических отделениях – дважды в неделю или при загрязнении.
- Средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) – меняются по мере необходимости или в соответствии с санитарными нормами.
Кроме того, Приказ Минтруда России от 18 декабря 2020 г. № 928н устанавливает Правила по охране труда в медицинских организациях, которые содержат требования к обеспечению работников СИЗ и санитарной одеждой.
Работодатель обязан своевременно обеспечивать персонал спецодеждой и СИЗ в установленные сроки. В случае нехватки или несоответствия одежды нормам медицинский работник может подать письменное заявление руководству.
Отражение выдачи спецодежды в бухгалтерских проводках
В бухгалтерском учёте медицинских учреждений специальная одежда отражается в составе материальных запасов. При выдаче работникам она учитывается на забалансовом счёте 27 для обеспечения контроля за её сохранностью и использованием.
Примечание. Постановка имущества на забалансовый счет 27 осуществляется на основании первичных учетных документов и фиксируется по его балансовой стоимости.
Снятие объектов имущества с забалансового учета производится на основании соответствующих первичных документов и отражается по стоимости, по которой они ранее были поставлены на учет.
При проведении операций по выдаче санитарной одежды медицинскому персоналу необходимо ориентироваться на Методические рекомендации, изложенные в Письме Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918.
Согласно пункту 2.5 указанных Методических рекомендаций, списание материальных запасов, имеющих установленный нормативный срок эксплуатации, выданных сотрудникам для выполнения их профессиональных обязанностей, отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет:
- 0 401 20 272 – «Расходование материальных запасов»,
- 0 109 00 272 – «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг».
Кредит:
- 0 105 35 440 – «Материальные запасы».
При этом одновременно необходимо отразить информацию на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в индивидуальное пользование сотрудникам».
Согласно пункту 13 Правил № 290н, подлежат списанию только те элементы специальной одежды, которые не пригодны для дальнейшего использования и не подлежат ремонту с экономической точки зрения.
Списание санитарной одежды в бухгалтерии
Спецодежда и специальная обувь, возвращенные работниками по завершении нормативного срока эксплуатации, но все еще находящиеся в удовлетворительном состоянии, могут быть повторно использованы после проведения необходимых процедур, таких как чистка, стирка, дезинфекция, дегазация, обеспыливание и ремонт. Оценку состояния спецодежды, определение ее износа и дальнейшей пригодности осуществляет комиссия, назначенная приказом руководителя бюджетного учреждения (пункт 22 Правил № 290н).
Важно: Сам факт истечения установленного срока носки спецодежды и обуви не является достаточным основанием для их списания.
Если специальная одежда пришла в негодность, процесс ее списания и утилизации проводится в присутствии комиссии. Одежда уничтожается путем разрыва, разрезания или иных методов, переводящих ее в ветошь. Перед этим с мягкого инвентаря удаляются ранее нанесенные штампы учета. После выполнения данных процедур списание фиксируется на забалансовом счете 27.
Выводы:
- В соответствии с пунктом 15.15 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинские работники должны быть обеспечены комплектами сменной санитарной одежды.
- Организация обязана закупать и выдавать сотрудникам сертифицированную спецодежду, отвечающую установленным требованиям. Приобретение осуществляется за счет средств медицинского учреждения.
- Выдаваемая одежда должна соответствовать полу, размеру и росту медицинского работника, а также условиям и характеру его работы.
- Учет санитарной одежды, переданной сотрудникам для выполнения служебных обязанностей, ведется на забалансовом счете 27 с фиксацией ее балансовой стоимости.
- Снятие объектов имущества с забалансового учета осуществляется на основании первичной документации по стоимости, по которой эти объекты были приняты к учету.
- В случае увольнения работника медицинское учреждение вправе потребовать компенсацию стоимости спецодежды (если срок ее использования еще не истек), с учетом степени износа.